Яндекс.Метрика

От бесплодия к счастливому родительству...

Сфера перинатальной психологии достаточно широка. Она помогает при планировании беременности, проблемах с зачатием и вынашиванием совместно с традиционной медициной, в вопросах детско-родительских отношений. Если идти по порядку, то начинать следует с вопроса о бесплодии. При этом нельзя выделять только мужское или женское бесплодие – это проблема всей семьи и далеко не всегда физиологическая.

Как показывает многолетний опыт, человек не складывается из отдельных частей: головы, физиологических процессов, тела и т.д. Человеческий организм работает как единый механизм, как система, части которой имеют определённые уровни регуляций. Самый верхний уровень – нервная система, головной мозг, который отдаёт приказ всей пирамиде. Следующий этаж – гормональная система, а работают гормоны уже на следующем уровне, и так далее. Всё замкнуто, и от нервной системы зависит, как будут работать внутренние органы и части нашего тела.

Нельзя забывать, что к голове относятся не только мысли, но ещё и эмоции, чувства, переживания. Они являют собой нашу реакцию на получение какой-то информации. Благодаря эмоциональным переживаниям мы понимаем, что для нас означают события внешнего мира и как их можно использовать, именно это и подсказывает телу и физиологии, как действовать в сложившейся ситуации.

Проблемы с репродуктивной функцией возникают, если организм считает, что поставленная задача скажется неблагоприятным образом, появляется сопротивление. Например, боязнь, что реализация цели невозможна в сложившихся условиях (как в ситуации экономического кризиса). А бывает, что сопротивление связано с какими-то страхами, опирающимися на неудачные примеры семейной истории.

Свою роль сыграла и феминизация общества (особенно это видно на Западе). Если раньше женщина могла реализоваться только дома, через заботу о муже и воспитание детей, то в современном мире появилось понятие «часть жизни отдать детям» – это оторвать время и силы от себя, своих интересов, потребностей, реализации. И в голове начинают крутиться разные мысли, на основе которых появляются две стратегии (с кризисом уже и третья).

Первая стратегия: быстро выйти замуж, родить пока идёт учёба, а потом – в свободный полёт, заниматься самореализацией. Перерыв между детьми получается небольшой (для малышей это не очень хорошо), да и у мамы жизненного опыта маловато. К тому же нередко, следуя по этому пути, люди вступают в брак, обзаводятся детьми и через 5-6 лет понимают, что совсем не подходят друг другу. Но и у такой стратегии есть шансы на удачную реализацию.

Вторая стратегия: сначала учёба, карьера, а потом задумаюсь о детях. С возрастом появляется привычка свободно жить, выше требовательность к партнёрам. В 32-34 года, из страха не успеть за биологическими часами, один за другим, в спешке, появляются дети, опять же с небольшой разницей в возрасте.

Третья стратегия, кризисная: перебои с работой, появляется свободное время, приходит мысль – сейчас родить, а потом снова делами заняться. Собственно, так и появились на свет многие дети во время прошлого кризиса.

Дело в том, что наша голова весьма здраво подходит к вопросу «иметь или не иметь, что получу и чем за это расплачиваться». Женщины стремятся реализоваться и в профессии, и в социуме, и личностно. И от этого уже никуда не денешься. Поэтому немаловажен и образ тела женщины в обществе. Если нарисовать на одной картинке женщину с ребёнком, а на другой – образ современной успешной в бизнесе и сексуально привлекательной женщины, то разница будет огромной. Получается, что два тела не могут занимать одно место в пространстве. И каждая женщина в зависимости от своих ценностей вынуждена делать выбор между ними.

Свою роль играют и разнообразные страхи. Результаты наших исследований показали, как много их возникает у женщин в связи с беременностью: потеря личной свободы, затем страх за своё здоровье, влияние на фигуру и многие другие. Почему-то в нашем мире беременность и роды представляются страшной тяжёлой болезнью, из которой не все здоровыми выходят. На втором месте страх, что с ребёнком что-то будет неладно, или возникнут трудности в воспитании…

Вот от этих причин, их ценности для человека и зависит, будет ли тормозиться работа репродуктивной функции. При этом многие вещи нами могут не осознаваться, проявляясь в виде страхов, тревог. Конечно же, и женщины и мужчины не отдают себе отчёт, какие именно внутренние преграды стоят на пути к родительству. И проявляться они будут совершенно по-своему. Например, кто-то из супругов серьёзно простыл именно тогда, когда планировалось заняться зачатием, или поссорились на эту тему.

Опыт показал, что не бывает физиологических причин, за которыми не стояла бы психология. Конечно же, здесь не идёт речь о том, что женщина не хочет детей. Мы говорим не о «не хочет», а именно о внутреннем конфликте. Те, кто не хочет, ходят кругами, подумывают, но ничего не делают. Те женщины, кто приходят за ребёнком, как раз хотят появления малыша, просто у них сложились какие-то внутренние противоречия, которые и надо преодолеть.

Бывает, что из поколения в поколение переносится какой-то негативный сценарий, страх может и не связан напрямую с ребёнком, но заноза сидит. Или присутствует страх родить ребёнка с уродствами... Формируется неосознанная установка – лучше вообще не рожать, чем переходить в этот ужас. Бывает так, что и зачатие происходит, но беременность не закрепляется. То есть система пытается родить, но внутренний ужас всё перебивает и подталкивает организм к избавлению.

Понять источник появления проблемы можно, проанализировав историю жизни семьи и личную историю несостоявшихся родителей. И тогда оказывается, что либо в семье были какие-то неблагоприятные случаи с рождением детей, либо какой-то опыт общения с больными детьми и т.п., или вовсе на соседней улице был детдом для детей с нарушением развития (даже этого достаточно для формирования страха). А дальше обилие информации со всех сторон подпитывает эту страшилку, которая сама эту самую информацию старательно и притягивает, обращает на неё внимание.

Немаловажно, как проходила беременность мамы (собственный дородовый период) или роды, это влияет на будущее и женщины, и мужчины. Мужчина идентифицируется со своим будущим ребёнком, и если что-то при его собственном рождении много лет назад пошло не так, возникает страх уже за своего малыша. Для женщины – это двойной опыт. Во-первых, это сам процесс рождения ребёнка, во-вторых, то, что происходит с телом мамы, которое потом ассоциируется с телом женщины. Мы сталкиваемся с тем, что человек вообще не знает историю своего рождения, но как только поднимаем тему родов, сразу появляется страх. Тело-то помнит!

Бывает, что наступлению беременности мешают и супружеские проблемы. У нас есть такой приём: просим рассказать о своём супруге, за что выбрали, каким он должен быть родителем. И оказывается, что выбираем для одного, а хотим другого, и эти требования не совпадают между собой. Случается, выбирается партнёр, как будущий родитель для моих детей, а лично мне этот человек совсем не нужен. И тело отвергает его (например, не принимая сперматозоиды этого мужчины).

Мы каждый раз сталкиваемся с индивидуальной ситуацией. И первая задача психолога понять, что за любой физиологической проблемой, стоит психологическая. Второе – найти эту проблему. Дальше – посмотреть, как складывается ситуация в конкретной паре. Бывает, что мужчина и женщина неосознанно сошлись на общей проблеме именно для того, чтобы она не решалась.

А новые достижения в науке и медицине позволяют решать любые ситуации. Порой, пока у людей всё сложилось в отношении себя и своих будущих детей, у них возник целый ряд проблем. Например, были неуспешные попытки родить, тогда сформировывается, как говорят психологи, выученная беспомощность. Появляется тревога, стрессовое состояние, что и мешает перейти в беременность в дальнейшем. Психофизиологической системе не очень важно, откуда тревога появилась, она есть, значит, препятствие. Тогда мы смотрим, какие были неудачи, и как человек их переживал. Это может быть не наступление беременности, или уже последующие осложнения и её потеря. Бывают ситуации, что человек попадает в обстановку, которая ему не подходит. И тут может что-то накладываться из детских впечатлений, а врачи этого не учитывают.

Нередко, если случаи сложные, люди попадают в медицинские учреждения. И здесь есть свой подвох: люди с самыми сложными проблемами стекаются именно в квалифицированные заведения, где специалисты выходят на уровень технологий, видя только проблему, а не человека. Такое сосредоточение на самом процессе некоторых людей выбивает из колеи. В стрессовой ситуации человек попадает в детскую позицию, ожидая помощи в своей беде, тогда все специалисты оказываются родительскими фигурами, и проецируется всё, что касается детско-родительских отношений. Если доктор хорошо вписался в эту систему, тогда может быть успех. В противном случае повышается тревога, ожидаемые события не укладываются в модель и из-за этого успех не достигается.

Задача психолога – снять это напряжение, оказать индивидуальное сопровождение, которое нужно. Практика показывает, что некоторых надо как малых детей донести до самого успеха. Иногда людей надо сопроводить в этом детском состоянии через их стрессовую ситуацию. А иногда надо встряхнуть и сказать: решения принимаете только вы, либо вы это делаете, либо вы этого не делаете.

Когда же беременность наступает, начинается совсем новый этап в жизни семьи. Свой вклад в происходящее вносят и женщина, и мужчина.

Вообще, беременность – это такое состояние, где для ребёнка сделано всё по принципу «необходимо и достаточно». Создавая женщину и беременность, природа ни на каких психологов, курсы и даже сознание не рассчитывала. Когда говорят о женщине в подобном положении, больше внимания уделяют её психике, а не телу. С телом и так понятно, что происходит. А вот почему она становится капризной, нетерпеливой? А это решает часть задач, связанных с её отношением с ребёнком, с обеспечением его потребностей.

Природа всё построила правильно, вот только мы перестали к ней прислушиваться, пытаемся всё контролировать. Кроме того, у нас есть представления о своём будущем, что будет, когда ребёнок родится. Соответственно меняются и переживания.

Я думаю, что беременной женщине имеет смысл дойти до психолога, чтобы разобраться со всеми своими тревогами, сомнениями, вопросами. На курсах для беременных мы рассматриваем естественные процессы, которые помогают, а какие-то отклонения желательно рассматривать индивидуально.

Главное, что мама может обеспечить своему ребёнку – физическое и психическое здоровье, но для этого необходимо принятие беременности. Если это происходит, то чаще всего всё проходит нормально. А если женщина беспокоится, что с ней что-то не так, чувствует дискомфорт, то надо идти разбираться, так как страхи могут быть и надуманными, но могут выявиться серьёзные моменты, которые надо проработать.

Если же женщина будет постоянно в таком беспокойном стрессовом состоянии, то тогда можно говорить уже и о физиологическом влиянии (меньше кислорода у плода, нарушение кровообращения, накопление вредных веществ в организме). А это связано с нервной системой малыша. Во время беременности есть момент, когда ребёнок начинает переживать эмоции, формируется стратегия реагирования на стресс, которая будет проявляться потом у взрослого человека: кто-то замирает от страха, кто-то бросается бежать, кто-то зовёт на помощь. Вот именно это и закладывается в перинатальный период.

Кроме того, у родителей всегда есть стратегическая идея: все всегда хотели, чтобы ребёнок был как по списку – красивый, умный, добрый. В разные эпохи набор качеств отличался не только индивидуально, но и зависел от исторической ситуации. Сейчас наша культура отличается тем, что родители чрезвычайно озабочены интеллектом, чуть ли не с пелёнок ребёнка начинают тестировать, учить читать и писать. Все психологи и педагоги говорят, что это неправильно. Моторные зоны, внимание ещё недостаточно развиты. Когда нас учили писать вначале карандашом, потом пером, это было развитие мелкой моторики, гимнастика для мозгов, которую сейчас специально делают специалисты.

Родители озабочены тем, что их чадо к конкретному моменту должно уметь очень многое, но возникает тревога, когда это всё успеть, поэтому пытаются сделать всё это раньше. Любой психолог скажет, что это разрушает развитие. Всё должно быть в своё время!

Но родители всё равно напряжены, озабочены тем, как бы ещё на внутриутробной стадии начать интеллектуальное развитие. Практика показывает, что всё это неполезно. Единственное, что надо делать, это налаживать контакт, чтобы потом хорошо друг друга понимать. Пока ещё никто не доказал, что если ребёнок читает в три года, он будет умнее своих сверстников.

Задача беременной женщины понять, какие условия нужны ребёнку, чтобы потом он обладал необходимыми личностными качествами. Вот для этого и нужен психолог, который объяснит, что можно делать на этом этапе, а что лучше отложить на потом.

Незаслуженно за всеми этими заботами забывается ещё один участник процесса – отец ребёнка. А между тем его роль далеко не из последних, но и она может быть разной, что зависит от культурных и семейных моделей. Это может быть человек, который отвечает за обеспечение, безопасность и устойчивость семьи. И тогда это уважаемая предпочитаемая фигура, под защитой которой женщина может погрузиться в свою беременность и ребёнка, а отец будет важной фигурой по мере взросления малыша.

Но может быть и совершенно по-другому, когда мужчина включается в процесс воспитания ребёнка и помощь жене. Тогда он может выступать опекающей фигурой, что так же позволяет женщине заниматься и беременностью, и малышом. Есть семьи, где мужчина просто разделяет с мамой все её материнские функции. Он может и перепеленать, и поиграть. Они это делают вдвоём.

Когда пара приходит к нам, мы сначала разбираемся, чего хотят родители, какие у кого должны быть обязанности. Здесь нельзя не учитывать закономерности в психике мамы, папы и ребенка и в беременности, и в родах, и после появления малыша на свет.

В частности, во время беременности женщина сама проходит очень интересный цикл от детской позиции к взрослению. В первом триместре она в детской позиции, и постепенно встаёт в материнскую. На этом этапе муж долен стать для жены родительской фигурой, удовлетворяя потребность женщины в поддержке и заботе. Мужчина не всегда к этому бывает готов.

Когда наступает второй триместр, будущей маме важно почувствовать в мужчине отца своего ребёнка, его интерес к малышу. Она может обижаться не на то, как он к ней относится, а на отсутствие интереса к ребёнку, его развитию.

На последних месяцах беременности ей нужна помощь, поддержка, потому что она может тревожиться по поводу родов. И ей точно не до его тревог, а мужчина сам испытывает немалое беспокойство в процессе всей беременности и по поводу родов своего ребёнка. Это связано и с тем, что он частично с ним идентифицируется, с тем, что меняется вся система отношений, жена погружается в своё состояние, мужчина может испытывать чувство ревности… И он не всегда готов встать в нужную позицию.

У нас же представление, что папа должен помогать, сочувствовать и т.д. А про его собственные переживания никто не спрашивает. Тут-то могут и не совпадать ожидания социума и жены – и состояние будущего папы. А значит, есть работа для психолога.

Немало мнений существует по поводу участия папы в родах. Это надо решать строго индивидуально в каждой паре. Что отец будет делать: контролировать врачей или к процессу присоединяться? Готов ли он вообще к этому?

Точно одно, в большинстве случаев встреча отца с новорождённым ребёнком в первые минуты его жизни чрезвычайно благоприятна. Это не значит, что папа должен обязательно участвовать в родах, но вот в первые полтора часа увидеть ребёнка, подержать его на руках, чрезвычайно важно для самого мужчины, потому что в этот момент у ребёнка проявляется очень много особенностей, которые потом не видны.

Получит отец ребёнка через несколько дней, такого не проявляющего активности в общении и запелёнатого, уже не будет у него такой включённости, интереса. В родах дети совсем другие – они очень эмоциональные, виден целый ряд проявлений, которые создают образ существа чувствующего, переживающего, активного. Это представление, понимание того, что за существо появилось, что с ним делать, помогает во взаимодействии родителей с ребёнком в дальнейшем.

Опыт показывает, что если мужчина присоединяется к жене во всём этом процессе, они разделяют заботу о ребёнке, складывается некое новое и эффективное партнёрство. У мужчины не возникает представления, что он лишний, а у женщины меньше будет ощущение, что к ней предъявляются только претензии и никакого участия. В сотрудничестве им всё понятней.

Филиппова Галина Григорьевна

· Доктор психологических наук, профессор.

· Научный руководитель Института перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы http://www.perinatalpsy.ru.

· Профессор, заведующий кафедрой психологии развития и акмеологии;

· Профессор кафедры психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии факультета клинической психологии Московского медико-стоматологического университета (МГМСУ) им. Семашко.

· Руководитель секции перинатальной психологии Российского психологического общества.

· Ученый секретарь секции перинатальной психотерапии Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги.

· Преподаватель и супервизор Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги регионального уровня.

· Вице-президент Российской Ассоциации Перинатальной Психологии и Медицины;

· Главный редактор научно-практического журнала «Перинатальная психология и психология родительства».

Информация с сайта Института перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 
/stati/patsientam/ot-besplodiya-k-schastlivomu-roditelstvu-/